понедельник, 14 мая 2012 г.

The Settlers of Catan. Пастушечий рай

Начну со свежих впечатлений. Расскажу об игре, о которой мечтал восемь лет - "The Settlers of Catan", или в русском переводе "Колонизаторы". Предысторию моего знакомства с этой игрой можно прочитать здесь. Эта классическая семейная игра Клауса Тойбера, очень известна и популярна во всем мире по сей день, несмотря на достаточно большой возраст (впервые была выпущена в 1995 году). Она собрала множество наград, была признана лучшей игрой в Германии, США, России.

Внешний вид коробки



Некоторое время я колебался, какое исполнение игры предпочесть: изданную в США версию, либо локализованное издание, выпущенное по лицензии в России. По цене они были практически одинаковы. Однако, в конце перевесил вариант с игрой, выпущенной в США. Причины были следующие:

1) в русском издании используются пластмассовые детали, а я любитель деревянных фигурок - они как-то живее, приятнее на ощупь... да и к тому же, деревянные фигурки мне показались более лёгкими в распознавании - в них нет мелких деталей, и беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что перед тобой - поселение или город;

Игровые компоненты
Игровые компоненты из дерева: город, поселение и дорога.

2) приятные ассоциации, связанные с вариантом из США - она будет напоминать мне о той семье, которая познакомила меня с этой игрой;

3) в игре очень низкий уровень языкозависимости (т.е. можно играть, не зная языка, на котором она выпущена - достаточно картинок) + отстутствие проблем с пониманием английского в моей семье и среди большинства моих друзей.

Заказ я сделал на сайте компании Deseret Book. Это уже не первая моя покупка там, и хотя на сайте не очень большой выбор, зато многие игры, предложенные этим интернет-магазином, тематически связаны с культурой Святых последних дней.

Обычно посылки с заказом приходят в течении 2-х недель со дня заказа, но эта посылка задержалась на целый месяц. Я уже собирался начать беспокоиться и выяснять причину задержки, как в один прекрасный день - это был понедельник (особый день для нас по причине проведения домашнего семейного вечера), мне позвонил курьер. Сказал что везёт посылку. Я был приятно удивлён, когда увидел, что это была моя долгожданная посылка с игрой и другими вещами. Оказалось, что по пути сюда, где-то в Германии, упаковочный ящик порвался. Немецкий почтампт заново перепаковал мою посылку и переслал её мне более дорогим видом связи :) 

В тот понедельник мы сразу же решили опробовать игру на домашнем семейном вечере!


Изучение правил заняло у меня максимум минут 15. Игра хороша тем, что можно начать играть, практически не тратя время на объяснение сложных нюансов правил. Что мы и сделали. Для справки я держал возле себя брошюру с правилами, в которую периодически заглядывал. Благо, что наряду с последовательным изложением правил, там есть алфавитный указатель основных вопросов, что облегчает поиск, если возникает спорный вопрос. И всё же, подробный анализ правил (уже на следующий день) показал, что ошибки мы всё-таки допустили. Поэтому я внимательно перечитал правила уже с карандашом в руках и подчеркнул те нюансы, которые остались без внимания или были превратно поняты в первой игре.

Порадовало также то, что наша младшая дочь Ева, которой 5 лет, тоже смогла принять участие в игре практически самостоятельно. И хотя мы сначала не относились к этому серьёзно, но в дальнейшем увидели, что она вполне освоилась с механикой игры и сам процесс приносил ей невообразимую радость. Нужно отметить, что это первая серьёзная игра, в которую она играла с нами самостоятельно. Больше всего она радовалась, когда её "пастбища" производили "овец" - наш сын Эмиль в шутку назвал её Пастушкой Бо (персонаж из мультфильма "История Игрушек").

Ева собирается сделать ход
Так в чём же заключается смысл игры, спросите вы. Читатели, знакомые с правилами, могут пропустить эту часть. Цель игры - набрать 10 призовых очков путём строительства поселений и городов на свободных участках игрового поля.

Так выглядит игровое поле с готовыми постройками
Для этого нужно собирать необходимые ресурсы (руду, кирпич, шерсть, зерно, древесину) в необходимом количестве.

Карточки ресурсов

Определённый участок игрового поля может производить один конкретный ресурс - какой именно, можно понять из оформления этого участка.

Участки игрового поля

У поселения и у города - определённая стоимость постройки. В начале игры игроки могут "застолбить" себе некоторые участки игрового поля, с которых они будут получать эти самые ресурсы. Дальнейшее строительство приносит дополнительные ресурсы. Зачастую ваши участки приносят ресурсы только нескольких типов, а для строительства вам необходимы также и ресурсы, вырабатываемые на участках других игроков. Тут в ход идёт бартерный обмен - участники игры могут обменять излишек своих ресурсов на необходимый им ресурс друг у друга на взаимовыгодных договорных условиях, либо в "банке" по установленному курсу - 1:4.

Бартерный обмен между игроками
Выработка ресурсов производится волей случая - броском игральных кубиков. Число, выпавшее на кубиках определяет номер участка суши, который произвёл ресурс.

Игра "Колонизаторы" позволяет мыслить стратегически, планировать свой успех. Доля случайности (или "рандома") здесь очень хорошо сбалансирована. Также игра имеет очень высокий уровень  "реиграбельности", т.е. поиграв один раз, вам захочется сыграть ещё раз. Достигается это отчасти тем, что география "острова" (расположение участков игрового поля) может меняться от игры к игре, меняя тем самым сценарий и первоначальные шансы.

Из недостатков игры можно назвать то, что её нельзя отнести к "безконфликтным" играм. В ней присутствует элемент взаимодействия между игроками, причём взаимодействия не очень позитивного - это фишка "разбойника". Поначалу эта фишка стоит на пустынном участке острова, но как только на игровых кубиках выпадает цифра 7 (а по теории вероятности это будет происходить довольно часто - в 17 случаях из 100), "разбойник" выходит из своего убежища и блокирует какой-то участок острова, временно останавливая на нём выработку ресурсов.

Разбойник атакует сектор под номером 10
Кроме этого, игрок, выбросивший 7 должен "ограбить" кого-либо из соседей по игре, взяв у них один ресурс. Часто это процедура не из приятных, особенно, когда ты с трудом скопил необходимые тебе для строительства ресурсы и ждёшь своего хода, чтобы построить что-то.

Процедура "ограбления"
Поэтому, если с вами играют дети, убедитесь, что они понимают, что это всего лишь игра, и не переносят игровую ситуацию в реальную жизнь. На собственном опыте скажу, что пятилетней Еве было до слёз обидно, когда близкие ей люди почему-то "грабили" её. Дети воспринимаю всё буквально, и игру тоже. Поэтому не зря в правилах рекомендованный возраст - 10 лет. Это не от сложности правил, это от психологической готовности. Даже наш сын слабо справлялся с эмоциями во время игры. Мне показалось полезным дать играющим некие псевдонимы, чтобы не переходить на личности (чтобы не было такого: "Раз мама ограбила папу, мы ограбим маму")

Кроме фишки разбойника, в игре присутствует также карточки "рыцарей" - это что-то вроде "пиратов на службе Её Королевского Величества" :) Такие себе наёмники, которые тоже могут "грабить" в пользу своего хозяина. Однако, если разбойник "грабит" за бесплатно, услуги рыцаря нужно оплатить. Можно даже себе армию из них создать и получить за это дополнительные призовые очки.

Карточки рыцаря и призовая карта за самую большую армию

Ещё один нюанс игры, который может быть расценён как недостаток, это то, что она рассчитана только на 3-4 игрока. Для увеличения количества игроков до 5-6 нужно купить специальное дополнение.

Также хочу предупредить о возможных проблемах в сборке игрового поля. Игровое поле находится в замкнутой рамке, которая представляет собой море, окружающее остров. Проблема заключается в том, что у меня, например, части суши не помещались по размеру в рамку - дело было в нескольких миллиметрах, но всё же... Сначала я сделал глупость - начал подрезать части игрового поля (шестигранники), но потом понял, что вопрос может быть решён проще - нужно было ослабить "стяжку" этой самой рамки, сделав небольшое подрезание пазов, про помощи которых части рамки крепились друг к другу. Как это выглядит - видно на фото. Стрелками я показал места, где надо будет лезвием расширить паз.
Как расслабить стяжку рамки

В заключение, приведу слова автора блога Meeple.com.ua, посвященного настольным играм:

«Колонизаторы» считаются одним из лучших представителей семейных игр. И это заслуженно, ведь рецепт игры выверен, прямо таки с немецкой педантичностью. Она достаточно легкая, чтобы могли играть дети старше 10 лет, но и достаточно сложная, чтобы быть интересной и взрослым. Тематика игры нейтральная и интересная игрокам любого возраста и пола. В общем, эта игра будет часто собирать за столом всю семью.


Комментариев нет:

Отправить комментарий