вторник, 16 октября 2012 г.

Цивилизация. Хочешь мира - готовься к войне



"Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить"
Томас Алва Эдисон

Летом 2012 года, я попробовал свои силы в конкурсе по продвижению настольных игр от сайта boardgamer.ru . Призы для победителей конкурса предоставлял интернет-магазин настольных игр cardplace.ru По условиям конкурса нужно было написать и опубликовать материал о том, что настолки - это круто. Видимо, правило "новичкам везёт" всё-таки работает, и моя работа получила высокую оценку жюри и заняла первое место в конкурсе. В качестве приза предлагалось выбрать игры из ассортимента магазина. Одной из игр в моём списке призов стала "Цивилизация Сида Мейера". До этого я никогда на такие дорогие и сложные игры даже не смотрел. Но почитав игровые отчёты об атмосферных и драматических партиях в "Цивилизацию", заинтересовался на столько, что решил пополнить ею свою коллекцию.


Содержимое коробки

Первая неделя после вскрытия коробки прошла в панике... Книга правил на 28 страниц, и более 700 игровых компонентов... Хотя у многих гиков эти строки вызовут улыбку, факт остается фактом. Многое было не понятно, да и осталось бы непонятным, если бы не друзья, которые помогли разобрать то, что написано "между строк". Вообще, с точки зрения непрофессионала, правила написаны ужасно! Слишком много ненужной, отвлекающей информации, но также много нюансов не прописано чётко.

Чтобы вникнуть в суть, после предварительного прочтения правил, пришлось разложить игру и поиграть "самому с собой", постепенно изучая нюансы хода. В результате всё встало на свои места и страх прошёл.

ОПИСАНИЕ ИГРОВОГО ПРОЦЕССА

Перед началом игры следует разложить игровое поле и другие компоненты. Будьте готовы, что при игре на 4-х участников вам понадобится игровое пространство размером не меньше 1 м х 1.5 м. 

Тайлы игрового поля

Каждый участник должен будет выбрать одну из шести наций, за которую будет играть. Этот выбор определит его дальнейшую стратегию на пути к победе, т.к. каждая нация имеет некие бонусные преимущества на начало игры.

Бонусные преимущества римлян написаны на их листе цивилизации

Игровой процесс состоит из раундов, каждый из которых разбит на фазы. В каждом из раундов есть пять фаз.

Фаза 1. Старт
В этой фазе игроки могут основать новый город или сменить форму правления своей нацией.

Фаза 2. Торговля
В этой фазе игроки собирают плоды торговли с окраин своих городов.


Например, с этого города игрок может получить всего три единицы торговли (обозначены специальными значками на восьми клетках, окружающих фишку города)

Единицы торговли в дальнейшем используются для совершения технологических открытий и для других дел.



"Политика - это война без кровопролития..."
Мао Цзе Дун
В этой фазе игроки также могут обмениваться некоторыми игровыми ресурсами, если им это выгодно. Они также могут опробовать себя в роли политиков, заключая союзы, "пакты о ненападении", договариваясь о чем-то и давая обещания, которые когда-то будут вынуждены нарушить...


Фаза 3. Управление городом
В этой фазе игрок выполняет по одному действию к каждом его городе. Доступны следующие действия:


А. Покупка. Можно купить армию, скаута, отряд, здание, оплатить возведение чуда. Оплата производится при помощи единиц производства найденных на окраинах городов.



Б. Посвящение города искусствам. В этом случае игрок пополняет свои запасы жетонов культуры, при помощи которых он может продвигаться к культурному доминированию над другими нациями в игре.



В. Сбор ресурсов в окрестностях города. Ресурсы нужны будут в дальнейшем, для извлечения особых выгод из некоторых технологических открытий.



Фаза 4. Поход.
В эту фазу игроки по очереди передвигают свои фишки на карте (армии и скауты). Походы приводят к битвам между народами и раскрывают новые участки карты.


Армии
Перемещая фишки своих армий игрок может:


а)  напасть на мирные или враждебные племена (малые цивилизации помимо основных игроков) и получить некие ресурсы по итогам сражения;

б)  напасть на армию или город другого игрока, ход заканчивается битвой;

в) открыть новый участок карты, потратив на это один квадрат движения одной своей фишки.



Фишки армий игроков

Скауты
Перемещая фишки скаутов игрок может:

а) увеличить добычу своих городов, если поместит фишку на квадрат с какими-либо ресурсами;


В зависимости от выбора игрока, скаут, находящийся в этом квадрате, может принести дополнительно либо две единицы производства, либо 1 жетон культуры

б) основать город в фазе №1 на месте где стоял скаут (фишка скаута убирается с поля, и её нужно будет заново купить);

в) открыть новый участок карты, потратив на это один квадрат движения одной своей фишки

Фаза 5. Исследования.
В этой фазе каждый игрок изучает одну новую технологию (выбирает среди карточек с описанием технологий). Для освоения технологии игрок должен будет потратить единицы торговли накопленные до этого. Новые технологии разбиты по уровням, стоимость освоения технологии зависит от её уровня. Каждая технология более высокого уровня должна основываться на двух ранее основанных технологиях уровнем ниже. 

ПОБЕДА В ИГРЕ

Существует 4 способа достичь победы в игре:

Технологический прорыв
Для победы нужно сделать 15 открытий, которые приведут к открытию технологии V уровня - "Полёту в космос". 

Игрок, который нацелен на эту победу, должен сконцентрировать свои усилия на увеличении прироста торговли в своих городах (возведение особых построек на окраинах города). Также следует искать способы делать более одного открытия в раунд.

Культурное доминирование
Этот вид победы достигается развитием искусств в фазе №3  (управления городом) и расходованием полученных за это жетонов для продвижения по треку культуры. 

Игрок, нацелившийся на культурное доминирование, должен сосредоточить свои усилия на возведении построек, дающих жетоны культуры.

Экономическое чудо
Игрок, накопивший 15 монет на диске экономики, создает в своей цивилизации экономическое чудо и побеждает. 

Монеты можно добыть за возведение в городе особой постройки - банка, также выполнение условий ряда технологий приносит дополнительные монеты.

Военная победа
Для победы силой оружия нужно захватить столицу другого игрока. Для этого нужно усилить и развить свои войска. Это можно сделать при помощи изучения различных технологий.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ИГРЫ

Игра разноплановая, она придётся по душе людям с разными игровыми вкусами. В ней можно  представить себя мудрым политиком, меценатом или экономистом, а можно и опробовать роль талантливого полководца. 

Зачастую выбор пути развития нужно будет делать с оглядкой на соседей, принимая во внимание их действия и стартовые бонусы. Ну, и конечно, если соседняя держава вдруг начнёт наращивать свою военную мощь, мой вам совет - тоже не зевать. Как говорил один римский историк  -  

"Хочешь мира - готовься к войне... Никто не осмеливается вызывать и оскорблять того, о ком он знает, что в сражении он окажется сильнее его".
Корнелий Непот


Уровень реиграбельности - высокий. Исходные данные в игре будут меняться от партии к партии благодаря игровому полю со случайным размещением компонентов и наличию выбора наций, за которые можно играть. 

Игра атмосферная, и впечатления очень зависят от игроков, вернее, от уровня их фантазии и степени вовлечённости в игровой процесс. Если с этим нет проблем - то вы гарантированно получите несколько часов незабываемого удовольствия, ощущая себя вершителем судеб народов. 

Моя первая партия с сыном длилась 7 часов и была разделена на 2 дня, с перерывами на сон, работу и принятие пищи, во время которых мы продумывали стратегию, перебирали в уме возможные варианты развития партии и лелеяли надежды на победу. Отчёт об игровой партии можно почитать здесь.


Что касается оформления игры - качество компонентов и полиграфии - на высочайшем уровне! Локализация сделана успешно, хотя в  официальном переводе правил издательства "Мир Хобби" есть некоторые ошибки.

Есть также неточности на игровых компонентах. Одна из критических опечаток находится на карточке цивилизации римлян (см. иллюстрацию).


В тексте ошибочно указано, что римляне получают бонус при захвате хижин, а не чужих городов. Если не обратить на эту опечатку внимание, римляне могут очень резво устремиться к культурной победе. Ведь захват хижин не требует от игрока практически никаких затрат, в отличии от захвата деревень или городов противника. 

Теперь поговорим о других недостатках. Меня, как любителя исторической правды, немного разочаровали исторические вольности и несоответствия, присутствующие в игре. Это в основном использование названий памятников культуры великих цивилизаций без привязки к самой цивилизации, которая с ними ассоциируется. Так, в игре Статуя Свободы может находиться у русских или кого угодно... Хотя объяснение такому подходу дал сам автор игры - Сид Мейер, в цитате, приведенной ниже:

«Мы не намеревались дублировать историю. Мы попробовали обеспечивать игрока инструментами под названием „элементы истории“. Их произвольный перебор позволяет игроку увидеть, как это бы работало с большой пользой для человечества»
Сид Мейер

Особенно бросается в глаза Екатерина Великая, срисованная с Дженифер Лопес + коммунистический серп и молот на листе цивилизации русских. Такой себе исторический винегрет...

Карточка цивилизации русских с портретом Екатерины Великой

Хотя в целом начальные бонусы нации в основном исторически оправданы и логичны. Так, египтянам повезло с чудесами - они начинают игру с памятником культуры, китайцы начинают игру со стенами вокруг столицы (намёк на Великую Китайскую стену) и т.п.

Где-то прочитал мысль, что хороша не та игра, которая исторически верна, а та, которая побуждает тебя на поиски дополнительной информации по какому-то вопросу. Думаю, что с "Цивилизацией" как раз тот случай. 

Карточка цивилизации китайцев с портретом  императрицы У Цзэтянь


Мне было интересно, например, почитать про китайскую  императрицу У Цзэтянь - единственную женщину во всей китайской истории, которая смогла добиться такого высокого положения. 

Подводя итоги, скажу, что Цивилизация является одной из самых увлекательных игр, в которые я играл, хотя порой сложно найти время и желающих поиграть в неё.

Отчет об эпической партии на новогодних каникулах.

1 комментарий: