четверг, 18 октября 2012 г.

Энергосеть. Обеспечь своё светлое будущее


"Мы сделаем электричество таким дешевым, 
что жечь свечи будут только богачи"
Томас Алва Эдисон


"Энергосеть" давно влекла меня... Но я не мог понять чем. Я смотрел на игровое поле с латаными "трубопроводами" и россыпью безликих разноцветных "домиков" и ужасался - что здесь может быть интересного?!?... Однако аргументы в пользу приобретения этой игры были весьма весомыми: "Энергосеть" занимает 5 место в общем рейтинге игр самого популярного в мире ресурса www.boargamegeek.com. 


Когда я получил коробку и начал перебирать компоненты в руках, в том числе - разноцветные купюры местной валюты - электро, возникло чувство, что я уже видел что-то подобное... И тут на сцену разума вышли воспоминания детства...


Электро

Так уж получилось, что моей "первой любовью" в мире настольных игр была "Монополия", а вернее - один из её клонов. Детские впечатления о партиях с разноцветными фантиками-деньгами до сих пор свежи в памяти... Именно разноцветные купюры электро из "Энергосети" были тем мостиком между прошлым и будущим, которые вызвали приятные детские воспоминания. Я понял, почему эта игра мне всё-таки нравилась заочно! А несколько партий в "Энергосеть" сделали меня окончательным её поклонником!

Следует отметить, что "Энергосеть" признана одной из лучших экономических стратегических игр в мире! Она гораздо интереснее "Монополии", так как фактор случайности здесь максимально исключён. Кубика здесь нет вообще. Действия игрока зависят только от его стратегических замыслов. При игре хотя бы втроем или с большим количеством участников, "Энергосеть" становится битвой на выживание. Блеф и экономическая хитрость помогут вам заполучить дефицитные ресурсы или место под застройку, ведь исключительной особенностью игры «Энергосеть» является необычность игрового механизма, где не всегда выгодно быть первым, так как во многих фазах хода преимущество предоставляется не лидирующему, а отстающему игроку. 

ОПИСАНИЕ ИГРОВОГО ПРОЦЕССА

В игре вам нужно будет заняться продажей электричества населению. Дело это, как оказывается чрезвычайно выгодное, но так как действовать вам придётся в условиях жесткой конкуренции, нужно будет учитывать многие нюансы: спрос и предложение на рынке ресурсов, тип и мощность ваших электростанций, и электростанций конкурентов.

Игровой раунд состоит из нескольких фаз:


1. Определение очерёдности игроков

 Очерёдность распределяется согласно "успешности" того или иного игрока, таким образом преимущество всегда на стороне отстающих.

2. Аукцион электростанций

Каждому купившему АЭС - саркофаг в подарок

Электростанцию нельзя купить просто так - нужно выиграть тендер на её приобретение. Выигрывает, естественно тот, кто сможет предложить наибольшую цену. Часто во время аукционных торгов за выгодную электростанцию, цена на неё может взлететь в 3-4 раза! Однако, не следует терять голову на торгах - всегда держите в памяти "ожидаемое предложение" - станции, которые должны появиться в продаже после того, как будет продана какая-то станция из "действующего предложения". Чтобы не пойти на поводу у конкурента, пытающегося вас "разорить", заранее определите сумму, которую вы можете выделить на покупку электростанции. 

Поскольку ваша сеть будет постепенно расти, вам нужно будет постоянно следить за увеличением мощности ваших электростанций, избавляясь от маломощных и закупая на их место более мощные, и, возможно, более выгодные в отношении сырья, ими используемого. 

Электростанция справа более выгодна, т.к. при тех же затратах (три порции угля) имеет мощность в 7 единиц, против 5. К тому же имеет возможность работать на двух типах сырья - уголь и мазут.

Сырьё, на котором работает станция - тоже немаловажный фактор, на него следует обращать внимание при покупке. Если, к примеру, все игроки имеют станции работающие на угле, то естественно, спрос на этот ресурс возрастёт, и цена, следовательно, тоже!

3. Покупка ресурсов

В этой фазе игроки снабжают свои станции необходимым топливом, покупая его на рынке ресурсов. Покупка происходит по очереди, начиная с отстающего игрока, что дает ему возможность купить ресурсы по более выгодной цене. При последующих закупках другие игроки платят за тот же ресурс дороже, так как различные виды топлива дорожают автоматически, в зависимости от спроса на них. Если спрос на конкретный ресурс отсутствует, цена на него падает.

Рынок ресурсов. Ресурсы представлены в виде разноцветных деревянных фишек. Позиции, на которых стоят фишки, соответствуют цене ресурса


4. Строительство

В этой фазе игроки подключают новые города к своей сети. Подключение происходит путём установки "трансформаторной будки" в одном из секторов города на карте. Оплата за размещение "трансформатора" в городе зависит от того, какой вы по счёту поставщик энергии там. Если первый - то это обойдётся вам всего в 10 электро, а если до вас в городе уже кто-то побывал, то установка будет стоить от 15 до 20 электро.  Каждая новая будка должна быть связана с предыдущей "линиями электропередач". За это тоже нужно будет заплатить согласно тарифа, указанного на карте.



Подключение города Stuttgart будет стоить 10+17=27 электро

Кроме расширения своей сети, в этой фазе вы можете также реализовывать некоторые тактические приёмы для сдерживания конкурентов: можно "зажать" противника в неудобном месте карты, заставив его тянуть линии электропередач в обход, переплачивая при этом за подключение.

5. Бюрократия

Техническая фаза, во время которой игроки получают прибыль от своих трудов и капиталовложений в предыдущих фазах. Вы сжигаете ресурсы в топках электростанций, они вырабатывают электричество, которое получают виртуальные потребители, а вы, в свою очередь, получаете деньги согласно тарифов на электроэнергию.

Таблица для рассчёта тарифов


Конец игры

Игра длится раунд за раундом пока кто-то из игроков не достигнет определённого количества городов в своей сети (при игре на 3-4 человек, это 17 городов). В этот момент очень важно, чтобы "ветви не превзошли силы корней" (т.е. чтобы ваша сеть из трансформаторных будок соответствовала общей мощности ваших электростанций), также важно, чтобы ваших запасов ресурсов хватило для выработки электричества в последней фазе игры. Игра завершается, и победителем будет тот, кто сможет поставить электричество в наибольшее количество городов своей сети с имеющимися станциями и ресурсами. 


ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ИГРЫ


"Энергосеть" - очень динамичная и увлекательная игра. 

Игровая механика в ней идеально отлажена и сбалансированна. Игра далека от абстракции и в целом очень логична, поэтому сложностей с её освоением не возникает.

Хотя набор действий из раунда в раунд одинаковый, игру нельзя назвать однообразной из-за психологического взаимодействия между игроками. Аукцион электростанций даже отчасти напоминает партии в покер.




Даунтайм в игре практически не ощущается - в перерыве между ходами игроки заняты планированием своих действий.

Механизм сдерживания лидера является исключительной особенностью "Энергосети" и дает равные шансы на победу всем игрокам, делает игру непредсказуемой, а также вносит в неё дополнительные стратегии. 

Игровая ситуация меняется от раунда к раунду, поэтому, чтобы одержать  победу, игрокам нужно будет продумывать свои действия наперёд. Немаловажны также навыки устного счёта.

Из собственного опыта могу сказать, что вначале игрокам не совсем понятно, что нужно делать, чтобы выиграть. Порой даже возникает впечатление, что выигрыш это случайность, что всё зависит лишь от последнего хода. Однако, при повторных партиях эти ощущения уйдут, и вы поймёте, что весь игровой процесс это, скажем так, планирование вашей победы на последнем ходу.

Одним словом - "Энергосеть" однозначно заслуживает своего места в рейтинге и на моей полке с настольными играми!

1 комментарий:

  1. ну вот так можно предварительно договариваться, во что играть будем, я вашу рецензию почитаю - и сразу правила будут понятней :). а то вначале, действительно, как-то все запутанно. Но потом уже очень даже захватывающе было! Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить