вторник, 28 августа 2012 г.

Dixit. Развиваем фантазию и воображение

Многие воспринимают настольные игры лишь как развлечение... Однако игра Dixit является игрой, которая не только развлекает, но и развивает творческие способности играющих.



Недавно в просторах интернета я обнаружил одну интересную статью психолога, по совместительству - молодой мамы, Ксении Тимофеевой об игре Dixit и о том, как она развивает фантазию и воображение. Выводами автора я хочу поделиться и в своём обзоре.

Ксения упоминает о некой теории, согласно которой, умственная одаренность и даже гениальность зависят от уровня развития ассоциативного мышления, то есть от того, насколько дальнюю ассоциацию может выбрать мозг в ответ на раздражитель.

ОПИСАНИЕ ИГРОВОГО ПРОЦЕССА

Игровая механика Dixit как раз построена на ассоциациях и общении. Каждому участнику сдаются карты, на которых нет ничего, кроме уникальных, не повторяющихся иллюстраций французской художницы Мари Кардуа

Marie Cardouat
Мари Кардуа - художник-оформитель игры "Диксит"

По очереди игроки выполняют роль рассказчика. Рассказчик выбирает одну карту у себя в руке и описывает изображение на ней словом, фразой или даже звуком. Загаданная карта, а также по одной карте с руки каждого другого игрока, выкладываются на стол. Игрокам надо догадаться, какую из карт описал им рассказчик. Успех в игре зависит от того, насколько хорошо вы изучили своих оппонентов.

Игроки оживлённо обсуждают детали иллюстрации Мари Кардуа

В своей статье Ксения Тимофеева выдвигает две гипотезы по поводу игры Dixit.

Гипотеза первая: игра может служить средством диагностики творческих способностей через ассоциативное мышление.

Анализируя ассоциации по четырем выделенным признакам (дальность, абстрактность, обобщенность, оригинальность), можно отследить уровень развития творческого мышления игрока, считает автор.

1) Дальность ассоциации - очень важный параметр. Слишком близкая ассоциация (что вижу, то и пою), может говорить о слабой развитости мышления и воображения или же об отсутствии интереса в данный момент. Далекая ассоциация может являться признаком высоких творческих способностей (если игрок смог логично объяснить ход своей мысли, например "яйцо ассоциируется с ногой, потому что в английском языке они рифмуются"). Однако, слишком далёкая ассоциация может оказаться и случайным словом ("я просто так сказал").

2) Абстрактность - параметр, характеризующий, ассоциацию как предмет или понятие. Конкретная ассоциация - это "вишня", "машины", "людоед", "травка зеленеет". Абстрактная: "любовь", "ложь", "счастье", "кошмар". Абстрактность может характеризовать творческое мышление с разных сторон. Например, назвать словом "счастье" улыбающуюся пару вполне очевидно, а назвав "счастьем" картинку, где на фоне всеобщего хаоса в углу висит подкова, игрок проявляет способность мыслить неординарно.

3) Обобщенность - она характеризует картинку с точки зрения уникальности описания. Например, фраза "странный сон" может описать любую картинку Диксит без малейших смысловых аномалий, фраза "великан, пожирающий дома" опишет только одну конкретную картинку. Причем оба эти варианта будут свидетельствовать о слабой работе мышления, так как оба варианта при своей противоположности очевидны. Ассоциация должна описывать картинку таким образом, чтоб подбор к ней другого рисунка был возможен, но требовал мысленной аргументации.

4) Оригинальность. В рамках этого параметра было выделено три уровня:

- репродуктивный (описательный) - игрок, глядя на картинку, описывает какой-то предмет или очень конкретную ситуацию, изображенную на ней. Такая реакция может говорить о слабом развитии ассоциативного мышления и воображения, а так же может свидетельствовать о том, что игрок неверно понял задание и требуется дополнительное объяснение, что именно нужно сделать и что такое "ассоциация".

- аналитический - игрок не описывает внешний вид картинки или ее элементов, он делает вывод о происходящем и описывает скорее ситуацию на основе анализа расположения предметов, поз персонажей, выражений лиц. Данный уровень говорит о способности мыслить логически, делать выводы из деталей, искать значимые связи.

- творческий - в описании игрок интегрирует увиденный образ со всем предыдущим опытом, выделяя из него ассоциацию к картинке. Таким образом игрок  показывает высокие способности к формированию дальних ассоциативных связей, что является предпосылкой для создания чего-то нового и необычного.

Результаты мини-исследования, проведённого Ксенией Тимофеевой, а также мои собственные наблюдения, подтверждают и вторую гипотезу, о том, что игра Dixit развивает фантазию, воображение и способность к ассоциативному мышлению.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ИГРЫ

Помимо описанных свойств, Dixit помогает лучше узнавать людей, которых, как казалось, очень хорошо знаешь, открываются новые грани общения, находятся общие интересы. Как написал автор magnitt в своём обзоре на сайте "Настолкомания", "когда играешь в Dixit – в знакомой компании или нет – то неизбежно узнаешь о людях что-то новое и неожиданное, начинаешь видеть их в новом свете. Ты можешь знать человека уже несколько лет, регулярно встречаясь с ним, к примеру, за настольными играми, и вдруг вы садитесь за Dixit, и в нем начинают открываться, одна за одной, самые неожиданные стороны. Ты узнаешь, что он читал, какие фильмы смотрел, какую музыку слушал, каких он любит художников, за какую команду он болеет, и подчас это совершенно неожиданно и удивительно. И волшебно!"

По моему опыту, самая интересная часть игры - это этап  после того, как карта рассказчика уже объявлена, и игроки часто задают друг-другу вопросы "А что ты здесь имел в виду?", "А почему ты положил эту карту?" и т.п.  Именно этот этап помогает игрокам лучше узнать ассоциативный мир друг-друга.



Игра одинаково интересна как детям, так и взрослым. Однако в смешанных возрастных группах может не пойти из-за неодинакового уровня подготовленности участников.


Больше всего она придётся по душе творческим людям, любителям символизма и сюрреалистических картин. 


Могу предположить (т.к. пока не встречал таких), что игра может не понравится тем, кто играет не ради процесса, а ради результата; людям со слабо развитым ассоциативным мышлением; а также любителям просчитывать сложные выигрышные стратегии.

В игре отсутствует конфликт между игроками,  что делает её практически идеальной для семей с детьми.

Номинально в Dixit может играть от 3 до 6 игроков. Однако, оптимальное количество  участников - 4-5. При игре втроём становится немного скучно, также, для усложнения задачи угадывания карты рассказчика, второй и третий игроки должны выкладывать по 2 карты, вместо 1. А при игре вшестером каждый игрок получает только 2 шанса быть рассказчиком, что тоже не очень интересно.


Оформление игровых компонентов - на высшем уровне. 


Первое, на что обращают внимание игроки в Dixit, так это необычные карты с картинками, стимулирующими ассоциативное мышление. Фишки-каунтеры в виде симпатичных разноцветных зайчиков, тоже вызывают умиление. На игровых компонентах нет никаких символов или слов, поэтому игра полностью языконезависимая.

Уровень реиграбельности очень высокий, поскольку запас ассоциаций, которые хранятся в нашем мозгу, воистину неисчерпаем!



Клип с картами из настольных игр Dixit и Dixit 2 на музыку группы Сплин "Тебе это снится"

1 комментарий:

  1. Ваша игра в воскресной игротеке нового коллективного блога мам http://wp.me/s2FlPA-499

    ОтветитьУдалить