четверг, 17 мая 2012 г.

Clue. Все под подозрением!

Вскоре (2005 год) после того, как я решил всерьез увлечься настольными играми, но не знал с чего начать, мне подарили 2 игры от Parker Brothers: "Clue" и "The Game of LIFE". Обе были изданы в США. Первой мы решили освоить именно "Clue". Причина была очевидной: правила на английском языке в "Clue" были короче и понятней, да и уровень языкозависимости был намного меньше, чем у "LIFE".

Общий вид коробки и игровых компонентов. США, 2002



Ещё одна причина предпочтения "Clue" - коллекционные фишки-миниатюры персонажей игры. Они вызывали у меня неописуемую эйфорию. У персонажей были смешные имена, которые позволяли легко идентифицировать их по цвету. Например: Полковник Горчица, Профессор Слива, Госпожа Павлин и др.

Фишки персонажей игры

Также привлекали другие загадочные компоненты игры,

Возможные орудия убийства

ну и само игровое поле выглядело таинственным, и даже, можно сказать, завораживающим.

Игровое поле 

Игра была придумана британцем по имени Энтони Пратт в далёком 1944 году. Придумал он её, чтобы чем-то заняться в бомбоубежище, во время бомбежек Великобритании во Второй мировой войне.

Сейчас эту игру можно легко купить практически в любом серьезном магазине игрушек (серьезный, это тот, который продает игрушки известных всемирных брендов, а не китайский кооперативный ширпотреб). Игра уже давно локализована на русскоязычном рынке, на её основе даже успели выпустить море разнообразных пиратских подделок (у настоящей, выпущенной по лицензии игры должен быть логотип Parker и Hasbro на коробке). На данный момент имеется усовершенствованная версия игры на русском языке, изданная в августе 2008, об особенностях которой можно прочитать здесь.

Сюжет этой детективной игры построен на том, что в неком особняке происходит убийство. под подозрение попадают все гости, находившиеся в особняке на момент убийства. Они же и предпринимают попытку расследования, выдвигая предположения о месте, орудии убийства, и личности убийцы.

Игра укомплектована карточками с изображением персонажей (они же подозреваемые), возможных мест и орудий убийства.

Игровые карточки

Перед началом игры нужно подготовить пакет с доказательством: в него вслепую помещается по 1 карточке с подозреваемым, местом и орудием убийства. Никто не знает о содержимом пакета.

Пакет с доказательством - его содержимое станет известным только в конце игры
Остатки карт перемешиваются и раздаются на руки игрокам. Теперь игроки обладают знанием о том, каких карт нет в пакете, но эти знания рассредоточены между ними. Задача игроков - выяснить какие карты лежат в пакете, путём сбора и анализа данных о картах на руках соседей по игре. Делают они это следующим образом: поочерёдно бросают кубики и отправляются на "расследование". Чтобы выдвинуть предположение, игрок должен сначала попасть в комнату, где, по его мнению, было совершено преступление. Это, кстати, самое "сложное" в игре и очень затягивает игровой процесс (много времени тратится впустую на хождение из комнаты в комнату). Говорят, в последней версии игры, эта проблема была решена добавлением карт "интриг".

Как только игрок попадает в комнату, он переносит туда фигурку подозреваемого и фигурку предполагаемого орудия убийства (назначение последних - весьма туманно, скорее всего, для большей наглядности), а затем высказывает предположение о его причастности.

Высказывание предположения. Полковник Горчица обвиняет госпожу Павлин :)

Остальные игроки по очереди должны по возможности опровергнуть 1 из трёх составляющих этого предположения, показав доказательство (соответствующую карту), но так, что это видит только автор предположения. При помощи специального листочка учёта ответов, игрок отмечает данные про лица, комнаты и объекты вне подозрений.

Листок учёта ответов других игроков

Таким образом, как вы видите, рано или поздно, кто-то методом исключения узнаёт правильный ответ и заявляет об этом. Если он оказался прав, игра оканчивается.

Выводы
После нескольких сыгранных партий, игра мне показалась примитивной - у неё уж очень простая игровая механика и она быстро надоедает. Вскоре мы совсем забыли про неё, хотя, жена иногда использовала "Clue" для разнообразия учебного процесса по английскому языку, когда проходили тему "Моя квартира" - в игре употребляются названия комнат. Однако, обилие другой незнакомой и сложной лексики, делало это занятие нецелесообразным. Недавно достал её со шкафа, чтобы фотки для статьи сделать, подросший сын увидел - заинтересовался. Значит, дадим ей второй шанс :)

P.S. Решил почитать информацию об этой игре на Википедии (на англ.). Оказывается, там ещё и стратегия есть, как выиграть :)
1) Выбор персонажа играет роль (все персонажи начинают игру с чётко установленных для них мест). Некоторые персонажи могут добраться до какой-либо комнаты (а следовательно - выдвинуть предположение) быстрее других;
2) Следует заходить в любые комнаты, какие только можно, даже те, которые, как вам известно, вне подозрений - это даёт вам шанс высказывать больше предположений, а следовательно, собрать больше информации;
3) Иногда полезно в предположение включать факт, который, как вы знаете по своим картам, не верен, это позволяет запутать противников;
4) Когда вы делаете предположение, фишка противника передвигается в одну комнату с вами, что даёт вам шанс помешать противнику сделать своё предположение, отдаляя его от комнаты, в какую он шёл.

5 комментариев:

  1. Да, еще раз убеждаюсь, что новая редакция Clue хорошо доработана. И именно не просто добавлены новые механики для разнообразия, а залатаны дырки игрового процесса старой версии.
    Я недавно описывал это в последнем отчете, вот здесь:
    http://meeple.com.ua/blog/otchet06/
    (в конце самом).
    Чтобы освежить игру можешь попробовать сделать самодельные карточки интриг (и дорисовать соответствующие значки на поле и кубике). Состав карточек интриг есть на фотках у меня в обзоре (или я могу скинуть тебе на почту перечень карт)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хотел попробовать ввести элемент с часами. Только сделать это так: всякий раз, когда на кубиках выпадает 12 (крайне редкое событие), выкладывать какое-то напоминание об этом (например ту же карточку часов). Как только их будет 8, значит тот, кто выкинул этот дубль погиб от рук злодея :)
      Думаю, дешево, и сердито :)

      Удалить
    2. думаю, это не то. Это только добавит рандома. Когда карточки, на самом деле, балансируют рандом.

      Например, тебе не везет на кубики и ты не можешь дойти ни до одной комнаты, соответственно ход тратится впустую. Но в таких случаях почти всегда можно дойти до знака вопроса в коридоре и получить карточку. Это уже не совсем впустую ход, ведь карточка тебе даст некий бонус на будущее.

      Другой вариант, когда тебя постоянно переносят слухами и не дают дойти до той комнаты, которую хочешь проверить. В старой версии это можно было делать безнаказанно. Теперь же, каждый раз, когда тебя переносят, ты можешь взять карту интриг. В результате все пытаются не переносить других игроков без крайней необходимости, чтобы не давать им бонусы.

      А карты часов уже как противовес излишне активному использованию карт интриг.

      Удалить
    3. А... теперь понял... Действительно, мудро! А ты не мог бы отсканировать эти карточки интриг и мне в пдф выслать на почту (адрес у тебя есть)?

      Удалить
    4. Дома сканера нет, разве на работе.
      Но это уже с понедельника, т.к. завтра у меня дела вне офиса, а дальше выходные идут.

      Удалить